На железнодорожном вокзале в Вилейке когда-то жили люди. Здание превратили в дом 100 лет назад, достроив второй этаж. Так и появились квартиры из ниоткуда. В них жили восемь семей, а их уникальный дом одновременно был и буфетом, и вокзалом.
Оказывается, таких вокзалов, как в Вилейке, куда лично заезжал император Николай II, было несколько. По пути в Полоцк можно увидеть аналогичные в Парафьяново и Крулевщизне. Такое же здание построили и в Молодечно, но ни в одном из вокзалов-близнецов, построенных по типовому проекту, второго этажа с квартирами нет. Зато есть в Вилейке. С тех пор здесь так и проносятся поезда. И только красная черепица на крыше мелькает приветом из прошлого – бывшими квартирами дома №33 на улице Привокзальной.
Строительство вокзала в Вилейке
Вот так здание выглядело в самом конце строительства
Попасть внутрь уже невозможно. Больше 30 лет назад хозяева переехали, а сам вокзал не так давно капитально отремонтировали. Исторический облик здания сохранили, а мансардный этаж превратили в чердак. В процессе строители нашли в бывших квартирах фрагмент вековой черепицы, вещи военных лет и даже дореволюционную чернильницу и подарили раритет местному музею.
«Квадратам» под крышей вокзала – почти 100 лет. Их построили «за польскiм часам» в 20-30-е годы прошлого века. Время в ту пору бежало быстрее паровоза, а вокзал переходил от одних властей к другим. Сначала здесь жили польские железнодорожники, в годы оккупации жилье под крышей заняли немецкие. Жилья в Вилейке в ту эпоху не хватало, вот железнодорожники и решили нарастить мансарду с квартирами и заселить туда работников станции.
Маргарита Пятницкая – в числе последних жильцов дома-вокзала. Когда ее отцу-железнодорожнику выдали ключи от жилья, Маргарите было 4 года. Вот так в 50-х семья Барковских в буквальном смысле и поселилась на вокзале.
Папа Маргариты Николай Барковский работал на железной дороге. Сначала выучился в Москве на электромеханика, а на станцию в Вилейке пришел стрелочником: управлял ручным стрелочным переводом. Жила семья под крышей вокзала на втором этаже. Вход в квартиры, вспоминает наша героиня, был со стороны улицы Привокзальной, внутреннего двора вокзала, где практически на одном периметре вырос частный сектор и автовокзал.
– Сохранились те же окна и ступеньки. Помню, как в детстве мы на них усаживались и ели пирожки с повидлом. Их пекли в буфете в нашем же доме-вокзале, – уточняет Маргарита и добавляет, что к квартирам вела крутая трехмаршевая лестница. Квартир под крышей было восемь, по четыре в каждом крыле. В самой большой с тремя комнатами жил начальник станции, у других жильцов площадь была поскромнее. Борковские ютились в однушке с печкой, на которой и готовили. Окна скромных апартаментов выходили на рельсы. Из необычного вспоминаются Маргарите круглые окошки, они были холодильниками, куда жильцы складывали продукты. Зато потолки в квартирах высотой не удивляли. Оно и понятно – изначально проект никаких квартир не предусматривал.
Маргарита рассказала, что окружали вокзал три сквера. Позже на плантации из акаций и вишен «вырос» магазин, который местные прозвали «чыгуначным», а с другой стороны появилось здание для нужд железнодорожников. Третий теперь своего рода проводник к автовокзалу.
Маргарита Пятницкая – в числе жильцов, кому не нужно было называть номер дома. Местные, вспоминает наша героиня, с иронией замечали, мол, на вокзале живете. За водой ходили в колонку через дорогу, под ней же полоскали одежду, а потом сушили на веревках. Пока взрослые хлопотали по дому, местные дети играли своей «вокзальной компанией».
Жители квартир в здании вокзала
– Навсегда запомнила запах пирожков. Их пекли в буфете на вокзале. Когда со станции уходил последний поезд, наступала тишина. Но буфет еще работал. Помню, как приходила повар, чтобы за ночь напечь пирожков с повидлом. Очень вкусные были. Наверное, самое лучшее угощение детства. Помню, как родители шли субботним вечером домой, заходили в буфет и приносили в газетном кульке пирожки. Мама выносила кувшин молока, и мы, сидя на горячих от солнца ступеньках, уплетали эти пирожки, – с ностальгией замечает Маргарита.
Квартиры дома-вокзала опустели в конце 60-х. В Вилейке тогда вовсю заговорили о грандиозном строительстве – в городе появился завод «Зенит», началась стройка жилья. Семья Маргариты переехала на улицу Октябрьскую, соседям выделили квартиру на Гагарина.
Несмотря на то, что строительство второго этажа было необходимостью, в архитектурном плане это стало грубейшей ошибкой и испортило исторический вид вокзала, отмечали историки.
Интересно, что все вокзалы, как и вилейский, на основных станциях линии Бологое–Полоцк–Седлец строили до 1907 года. Многие из них дошли до наших дней и внешнее похожи.
Вот так в начале прошлого века строилась железная дорога.
Сегодня интересно посмотреть на лица рабочих того времени и руководителей стройки.
Как сложилась их судьба?
Где оказались после Первой мировой войны, революции, гражданской войны?
К сожалению, ответы на эти вопросы мы, скорее всего, никогда не получим, но историческими кадрами с читателями поделимся.
Вот так проходило испытание железнодорожного моста через реку Вилия.
И так выглядела железная дорога в самом начале ее эксплуатации…
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....