by | en

Почему белорусы бережно хранили аусвайсы и как создавали иллюзию богатства

Автор: Ольга Астапович
Ссылка: Завтра твоей страны

Мы посмотрели на семейные архивы другими глазами, чтобы рассказать истории Беларуси.

Фотоснимки не только рассказывают о конкретных людях и семьях, но и несут другую важную информацию, которая помогает восстановить общественные события, реконструировать некоторые традиции, праздники, быт и даже узнать о привычках и характерных чертах белорусов. Главное – научиться «расшифровывать» содержимое своих альбомов.

О том, какие находки можно встретить в семейных альбомах, рассказывает фотограф и коллекционер ретро-снимков Сергей Лескеть.

sergej.jpg

Первые «альбомы»

В семейных архивах можно найти старые документы или их остатки. Например, аусвайсы. Это – удостоверения личности, которые включали фотографию, имя, биографию, отпечатки пальцев, количество сбережений и другую информацию о ваших родственниках.

– Аусвайсы появились во времена немецкой оккупации для того, чтобы завоевателям было проще контролировать население в пределах деревни. По сути, выдача таких «паспортов» – это первая визуальная перепись населения Беларуси, которая относится к началу 20-го столетия, – рассказывает фотограф-исследователь. – Это уникальное явление: на фотографиях были реальные, а не идеализированные крестьяне. Так, на лавку высаживали семьи, делали общий снимок, а потом разрезали его на части – каждому свою фотографию вклеивали в документ. Под такую «перепись» попали даже маленькие дети.

Для многих крестьян было счастьем получить в тяжелое голодное военное время бесплатный снимок себя. Аусвайсы бережно хранили даже после смерти родственников – как напоминание о них. Часть документов не дошли в первозданном виде: например, смена власти заставила многих разрывать связь с «немецким прошлым», оставляя себе только особенно ценные страницы – с фотографиями. Случается, уточняет Сергей Лескеть, найти книжечки, в которые вклеены фотографии всех членов семьи – эдакие первые семейные альбомы.

Специалист поясняет: по таким документам можно понять, как выглядели и чем отличались люди в разных частях нашей страны.

«Спрятанные» мамы

С развитием фотографии на территории Беларуси появлялись и другие интересные явления. Например, сегодня всемирно известным жанром является «the hidden mother» («спрятанная мать»). И наша страна не исключение.

– У моей прабабушки было 12 детей, в живых остались только трое. И в 1915-1922 годах младенческие смерти были явлением неудивительным и массовым, в том числе из-за низкого уровня медицины, ее недоступности. Именно поэтому сфотографировать ребенка – значило увековечить, сохранить о нем память для потомков. На тот момент техника была несовершенна, чтобы сделать фотографию ребенка, он должен был просидеть неподвижно несколько минут. Согласитесь, это практически нереально, – заглядывает в историю фотографии коллекционер.

Тогда на помощь пришли мамы: «лишние» руки до сих пор можно увидеть на снимках. Мамы держали малышей, в то время как сами прятались: их садили за кресла, фигуры драпировали тканью, закрывали балдахинами. Более «продвинутые» фотографы на Западе «замазывали» матерей при печати снимков.

– Такие снимки можно найти и в Беларуси, по ним можно исследовать роль женщины в нашей традиции. Обычно говорят о женской самоотверженности и «настоящей матери», которая готова была пожертвовать своим изображением ради ребенка. Мы помним, что сделать фото было очень дорого, – говорит Сергей Лескеть. – Такие находки в семейных архивах дают возможность порассуждать о роли женщин на территории Беларуси…

«Найлепшы бок» быта

Чтобы расшифровать некоторые снимки, нужно углубиться в историческое прошлое и знать некоторые особенности жизни белорусов. Например, на территории нашей страны довольно популярны были домашние «фотостудии», когда в качестве фона служили ковры, одеяла и «постилки».

– Так люди создавали иллюзорное представление о собственном достатке, хотели выглядеть красивее и богаче, чем были на самом деле. И это несмотря на то, что в деревнях жили довольно бедно, – рассказывает фотограф. – Только те, кто побогаче, могли позволить себе фотокарточку на фоне настоящей картины. Снимки на фоне картин появлялись в 1920-1930-х годах, когда активно работали фотографы-путешественники, ездившие от одной деревни к другой.

Об этом явлении, к слову, подготовлен целый фотопроект «Найлепшы бок», созданный командой инициативы «VEHA», которая занимается сохранением белорусской архивной фотографии.

devushk.jpg

1950-1952 годы, д. Пугачи, Воложинский район, Минская область. Архив Дмитрия Серебренникова. Источник фото: проект «VEHA»

postilki.jpg

1960 год, д. Борки Низовые, Воложинский район, Минская область. Архив Тамары Кардаш. Источник фото: проект «VEHA»

semia.jpg

Примерно 1950-е годы. Слуцкий район, Минская область. Архив Сергея Лескетя. Источник фото: проект «VEHA»

Или еще пример: довольно часто в семейных альбомах встречаются свадебные снимки. До наступления «эпохи ЗАГСов», рассказывает фотоисследователь, была предсвадебная традиция – девушки собирались накануне торжества, пели песни и делали венок для молодой. Венок был символом прощания с девичьей жизнью. Именно фотографии позволили зафиксировать и сохранить разнообразие этой традиции (посмотрите проект «Дзявочы вечар» от «VEHA»).

svadba.jpg

1930-1940-е годы, Витебская область. Архив Глубокского историко-этнографического музея. Источник фото: проект «VEHA»

svadba1.jpg

1921-1939 годы, Брестская область. Архив Софьи Копуза. Источник фото: проект «VEHA»

– Подборка снимков с похожими элементами позволяет говорить о системности определенных событий и явлений, реконструировать целые исторические вехи, – рассуждает собеседник. – Именно наблюдательность позволяет открывать новые грани истории повседневности белорусов.

Лучшие снимки – «неправильные»

На старых снимках, кроме людей, есть и другие элементы, которые могут рассказать удивительные истории из прошлого.

– Например, вот на этом снимке можно разглядеть штамп ателье, – демонстрирует фотограф раритет из личного архива. – Фотоателье не простое, а американское! Оказывается, что в дореволюционное время белорусу поехать в Америку было проще простого – даже мой прадед ездил так на заработки! И таких белорусов было много – они присылали на родину снимки, напоминая о себе и своей новой жизни. При просмотре фотоснимков задавайте себе больше вопросов: так получается «раскручивать» истории целых обществ. 

soobschestva.jpg

Фото Николая Прокоповича. Архив Сергея Лескетя. Источник фото: tut.by

soobschestva1.jpg

Фото Ивана Долгина. Архив Сергея Лескетя. Источник фото: tut.by

Специалист рекомендует, пока есть возможность, расспрашивать людей пожилого возраста о том, что запечатлено на снимках, что они помнят о тех временах и событиях. Полезно читать подписи с обратной стороны фотографий – они помогают установить, когда и где был сделан снимок, в честь какого события.

– Мода, аксессуары, бытовые атрибуты, велосипеды, автомобили – тоже в помощь. Например, если видите деревенского бригадира на мотоцикле «Harley-Davidson» – а такое могло быть – попробуйте узнать, откуда в послевоенное время у простого работяги такой железный конь. Я вот узнал, что, бывало, пригоняли мотоциклы из Германии, когда возвращались домой после войны, – показывает другой снимок из архива фотограф.

Собеседник признается, что особенно любит непрофессиональные любительские фотографии и «неправильные» домашние снимки. Оказывается, в некоторых деревнях до сих пор хранятся архивы отдельных энтузиастов-фотографов, которые на протяжении всей жизни снимали деревню. Найти на таких снимках можно и свадьбы, и похороны, и танцы, и встречи друзей – словом, все то, чем жила деревня. 

Поскольку настоящая техника была не всем доступна, белорусские фотографы часто использовали подручные материалы – стекло, рентгеновские снимки, которые выкупали у врачей за «яечка и млечка». Это тоже часто говорит о характере фотографии и о том, в каком виде они дошли до нас.

– Такие подборки и семейные архивы рассказывают про реальную жизнь в Беларуси, на таких снимках нет цензуры, а есть настоящие живые люди со своими привычками, характерами, интерьерами. Например, самого «видного жениха» в деревне легко было найти – на фотографиях такой непременно будет с поставленным чубом, гармошкой и велосипедом, – говорит Сергей Лескеть. – И это все мы начнем терять, когда станет развиваться пропагандистская советская фотография, показывающая «вылизанную» реальность. Более опытные коллеги-фотографы рассказывали, что выезжали на предприятия и в колхозы с чемоданом белых платочков и бритвами, чтобы получилось показать «красивую жизнь» рабочих людей. 

Именно поэтому семейные архивы остаются ценным кладезем информации о прошлом Беларуси, а исследовать их не только интересно, но и полезно. Кстати, до 31 марта 2020 года молодым белорусам предлагают рассказать о живой истории Беларуси через семейный фотоархив и снимки, собранные в местах рождения и жизни родственников: недавно стартовал исследовательский конкурс «За кадром: от истории семьи к истории сообщества», который проводится Представительством «DVV International» в Беларуси в сотрудничестве с молодежным общественным объединением «Гісторыка».


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Как найденные в доме старинные документы и фотографии рассказали об истории одной барановичской семьи

Старинную домовую книгу и другие уникальные артефакты 1920–1930-х годов показали Intex-press жители частного дома на

Статьи
«У Слуцку — ўсё па-людску». И другие крылатые выражения об уникальности белорусских городов

Почти о каждом белорусском городе существуют забавные или вполне серьезные выражения и поговорки. Народная молва, как

Самые популярные Самые обсуждаемые