Продолжение. Предыдущая часть.
Слава Полоцка как крупнейшего торгового, ремесленного и культурного центра средневековой Беларуси во многом была предопределена тем фактом, что древнейший город страны во все времена был средоточием высокой книжной культуры и образования.
Письменность начала активно распространяться здесь еще во времена правления князя Изяслава, что было связано с основанием в Полоцке епископской кафедры и христианизацией полоцких кривичей. Не случайно на страницах летописей именно Изяслав первым среди всех восточнославянских князей был охарактеризован как книжник – образованный человек, имеющий любовь к книжной мудрости. Широко известна найденная в 1954 году в Новгороде печать Изяслава, надпись на которой является одним из древнейших памятников письменности в Восточной Европе.
Печать полоцкого князя Изяслава с надписью на греческом языке.
Памятник князю Изяславу-«книжнику» в г. Заславле.
Важно отметить, что княжеская элита Полоцка не стремилась обратить грамотность в свою собственную привилегию, но всячески пыталась распространить письменность в среде горожан.
Личный пример преподобной Евфросинии Полоцкой служит тому доказательством. Представительница княжеского рода Евфросиния избирает путь служения Богу, но при этом активно занимается просветительской деятельностью. Игуменья переписывает и переводит книги, организовывает школы и скриптории при основанных ею мужском и женском монастыре.
Страница Полоцкого Евангелия XII века.
Стремительное развитие международных торговых связей и различных, довольно сложных в технологическом плане, ремесел объективно делали востребованными у полочан знания в области математики, географии, иностранных языков, а также химии, физики, метрологии и других точных и гуманитарных дисциплин.
Нет сомнения в том, что Франциск Скорина получил обстоятельное начальное образование в родном Полоцке, поскольку поступить в Краковский университет без досконального знания латинского языка в то время было невозможно. В XV–XVI веках обучением полочан была занята целая система школьного образования.
Школы в Полоцке, как свидетельствует П. Одернборн, действовали при каждом храме: «При церквях у них всегда бывают школы. В одной молодой мужчина лет тридцати обучает детей элементарным основам грамоты». С учетом того, что в Полоцке XVI века насчитывалось около 20 храмов различных конфессий, можно предположить, что начальное образование получала значительная часть полоцких детей.
В 1581 г. по личному указанию короля Стефана Батория в Полоцке был основан иезуитский коллегиум – пятиклассное учебное учреждение, открытие которого стало началом новой образовательной эпохи на Полоцкой земле.
Барельеф в память основания Полоцкого коллегиума (ПГУ).
Модель гуманитарного образования и методика преподавания иезуитов являлись наиболее совершенными и передовыми в Европе того времени.
Это обстоятельство, а также набор учащихся в коллегиум без учета их конфессиональной принадлежности и сословных различий, способствовали стремительному росту авторитета иезуитского образования среди полочан.
Барельеф в память первого ректора Полоцкого иезуитского коллегиума Петра Скарги (ПГУ).
Культурные инициативы иезуитов также имели большое значение для общественной жизни Полоцка. В 1585 г. на базе коллегиума был создан театр, в котором осуществлялись постановки драм и трагедий (в том числе и для горожан). В конце XVI века в стенах коллегиума появилась бурса (капелла) – музыкальная школа для одаренных детей бедной шляхты. С того же времени ведет свой отсчет и библиотека Полоцкого иезуитского коллегиума, которая за два столетия стала одним из крупнейших книжных собраний Беларуси.
Появление в Полоцке высококлассного учебного заведения, принадлежащего католическому ордену иезуитов, способствовало развитию своеобразной конкуренции в сфере образования и, соответственно, ее качественному росту.
По европейскому образцу происходит усовершенствование православных школ. В 1632 г. при Богоявленской церкви и на средства одноименного православного братства была открыта школа «для науки детям христианским». Большое внимание в школе уделялось изучению древнегреческого, латинского и других иностранных языков и преподаванию таких дисциплин, как география, философия, астрономия, физика и арифметика.
Особое место в истории братской школы занимает педагогическая деятельность и творчество Симеона Полоцкого (Самуила Гавриловича). Выдающийся поэт, писавший на старобелорусском, польском и латинском языках в стиле барокко, обладал энциклопедическими знаниями в области философии, истории и античной литературы, которые умело и талантливо доносил до своих учеников. Однако, после завершения войны 1654-1667 гг. Полоцкая братская школа прекратила свою деятельность в результате усилившихся противоречий между горожанами униатского и православного вероисповедания. На долгое время лидерство в сфере образования переходит к полоцким иезуитам.
Интенсивное развитие Полоцкого коллегиума во многом было обусловлено превосходным материальным положением иезуитов на Полотчине. Ордену «Товарищества Иисуса» принадлежали десятки имений и фольварков, в которых проживало около 8 тысяч крестьян. За счет средств, получаемых от владений ордена, в XVII – XVIII вв. значительно расширился комплекс коллегиума, который размещался в самом центре Полоцка, занимая пространство между Верхним замком и Великим посадом.
После большого пожара в 1750 г. начинается возведение грандиозного каменного комплекса, который включал в себя новые жилые и учебные корпуса, здание аптеки, а также великолепный собор святого Стефана, ставший архитектурной доминантой Полоцка. Настоящим украшением храма стал великолепный орган, изготовленный итальянским мастером Домиником Касперини.
Однако известность и славу Полоцкому иезуитскому коллегиуму принесли не только изумительный архитектурный ансамбль и превосходное материальное обеспечение, но и звездная плеяда педагогов, ученых и поэтов, получивших европейскую известность.
В 1626 г. преподавателем риторики в коллегиуме становится Матвей Сарбевский, который еще при жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы, за что получил из рук Папы римского Урбана VIII лавровый венок. Сборники стихов М. Сарбевского с успехом выходили не только на родине, но и в Париже, Риме, Милане, Венеции, Лондоне и других городах Европы.
В ХVIII веке, благодаря усилиям профессоров и преподавателей, значительно расширяется образовательная программа Полоцкого коллегиума. В качестве самостоятельных направлений обучения и научных исследований выделяются география, архитектура, астрономия. Основателем архитектурной школы в коллегиуме по праву считается Габриэль Ленкевич, уроженец Полоцка, который не только курировал подготовку кадров в области архитектуры, но и лично руководил сложнейшей строительной операцией по возведению куполов собора Св. Стефана.
В стенах Полоцкого коллегиума начал свой профессиональный путь и один из выдающихся деятелей науки и искусства эпохи Просвещения Мартин Почобут-Одленицкий, ставший корифеем отечественной астрономии и получивший европейское признание за свои научные достижения. Об этом свидетельствует его избрание действительным членом Лондонского Королевского научного общества и членом-корреспондентом Парижской академии наук. Продолжив свою педагогическую и научную карьеру в Вильно, М. Почобут-Одленицкий стал основателем астрономической обсерватории и возглавил реорганизацию Виленского университета в учебное учреждение светского типа – Главную школу Великого княжества Литовского.
Политические и идеологические трансформации в Европе в конце ХVIII в. – разделы Речи Посполитой и включение Полоцкой земли в состав Российской империи, запрещение деятельности Ордена иезуитов постановлением Римского папы – неожиданным образом стали причиной настоящего расцвета Полоцкого иезуитского коллегиума.
Российская императрица Екатерина II не только проигнорировала решение Римского понтифика, но и освободила иезуитов от всех налогов.
С этого времени Полоцк фактически становится столицей иезуитского ордена, а в город на Двине устремляются лучшие представители интеллектуальной европейской элиты.
С приездом в Полоцк в 1784 г. доктора медицины, выдающегося художника и архитектора Габриеля Грубера связано дальнейшие развитие и благоустройство иезуитского коллегиума: главный и «театральный» корпус были связаны между собой новым строением, где разместились учебные аудитории и знаменитый музей.
Памятная доска в честь Габриеля Грубера, профессора Полоцкого иезуитского коллегиума (ПГУ).
Знаменательным событием в истории Полоцка и всей Беларуси стал указ императора Александра I от 12 января 1812 г. о возведении полоцкого коллегиума в «степень Академии с присвоением ей преимуществ, дарованным университетам».
Указ предусматривал государственное покровительство над Академией и оговаривал наличие трех факультетов: «Первый факультет заключает в себя языки; второй – свободные художества, философские, как естественные, так и гражданские науки; третий – богословия и прочих наук, до веры касающихся». Полоцкая Академия становилась одним из крупнейших образовательных учреждений Высшей школы в европейской части Российской империи, которой подчинялись иезуитские коллегиумы в Витебске, Могилеве, Орше, Петербурге, Риге, Одессе, Астрахани и в других городах.
Огромное значение в усовершенствовании образовательного процесса и его эффективности имели библиотеки, типография и музей иезуитской Академии в Полоцке. К 1815 г. в Главном и Польском зале академической библиотеки насчитывалось около 35 тысяч томов по различным направлениям науки, искусства, литературы и богословия того времени. Кроме того, отдельно функционировали студенческая, канцелярская, типографская библиотеки и книжные собрания костела, музыкальной бурсы и книжной лавки.
Особое восхищение у современников вызывал музей Полоцкой академии, созданный при активном участии Г. Грубера. В кабинете естественной истории (природоведения) размещались уникальные коллекции минералов, металлов, драгоценных камней и самоцветов, образцы местной почвы и различных пород деревьев, большой гербарий и собрание чучел зверей и птиц Северной Беларуси.
В физическом кабинете учащиеся могли познакомиться с электрическими машинами того времени, приборами для физических, химических и астрономических опытов и наблюдений. Архитектурно-художественный зал был предназначен для практических занятий учащихся. Здесь были представлены модели строений всех архитектурных стилей с образцами кладки, куполов и крыш, модели мостов, кораблей и других инженерных сооружений.
Художественная галерея Академии содержала множество живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, среди которых особое место занимали картины известного итальянского художника Сальватора Розы. Впечатляла портретная экспозиция с изображениями известных личностей европейской истории: Стефана Батория, Мартина Лютера, Жана Кальвина и многих других.
Особый статус Полоцкой академии заключался и в праве иметь собственную типографию. За время ее деятельности было напечатано более 500 изданий на польском, латинском, французском, итальянском, немецком и русском языках. Основной перечень изданных книг составляли учебники по всеобщей истории, географии, грамматике и риторике, а также различные словари, научные трактаты и художественные произведения. С 1818 г. начинает издаваться и регулярный журнал «Mesecznik Połocki» («Полоцкий ежемесячник»), знакомящий читателя с новостями научной и культурной жизни Академии.
К сожалению, история Полоцкой академии была недолгой. В 1820 г. Орден иезуитов был изгнан из Российской империи, а их учебные заведения прекратили свое существование. Здания и вся материальная база иезуитской академии были переданы Высшему пиарскому училищу в Полоцке, которое просуществовало лишь до 1830 г. и было ликвидировано в связи революционными настроениями учащихся. Богатейшая библиотека, уникальные музейные коллекции и типография Академии были вывезены из Полоцка и распределены по различным городам империи.
Однако значение Полоцкого иезуитского коллегиума и Академии в формировании и развитии высшего образования на территории Беларуси трудно переоценить.
Сотни выпускников, получивших в Полоцке ученые степени и профессиональные знания в области естественных и гуманитарных наук, формировали интеллектуальную элиту на своей родине и за ее пределами.
Ян Борщевский, один из самых известных писателей и поэтов Беларуси эпохи Романтизма. Валентин Ванькович, знаменитый художник и портретист. Экономист, этнограф, филолог и талантливый публицист Эдвард Масальский. Многие выпускники Полоцкой академии внесли неоценимый вклад в развитие белорусской науки, культуры и образования.
Ян Борщевский, портрет 1826 г.
Но самым значимым итогом деятельности первого в Беларуси университета стало укоренение передовых традиций европейского образования, которые на самом современном уровне возродились на рубеже ХХ–ХХІ веков в стенах Полоцкого государственного университета.
А в 1991 году бывший иезуитский коллегиум выглядел весьма удручающе.
В нем находился военный госпиталь, часть зданий пустовала…
Зал, где разместилась библиотека гуманитарного факультета ПГУ в 1991 году и в 2020-м…
В Полоцком государственном университете продолжают традиции старейшего учебного заведения на территории современной Беларуси.
Во дворе гуманитарного факультета ПГУ стоит символическая скульптура профессора Полоцкой академии, которая призывает всех современных студентов постигать знания, как и их далекие предшественники.
P.S. Все желающие могут посетить комплекс Полоцкого коллегиума и увидеть его достопримечательности во время экскурсии.
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
В Беларуси не так много точек притяжения, которые могли бы заинтересовать самых разных туристов.
Рядом с въездным знаком Бобруйска появилась большая 3D-карта с указанием достопримечательностей. Размер полотнища — 18 на 6 метров. Ночью оно подсвечивается....