en | by

О привычке жениться по-белорусски. Откуда на Лепельщине эротический культ Терешки

Автор: Надежда Суслова

Как народными обрядами привлечь туристов в Беларусь и почему до Лепельщины пока не доехал ни один турист, прилетевший по безвизу — об этом Ольга Маханенко, хозяйка усадьбы «Приозерная», координатор европейского зеленого маршрута по Лепельскому району «Край желтых кувшинок и седых валунов», главный инициатор и организатор обряда.

tereshka.jpg

— Коляды в Беларуси издревле сопровождались различными веселыми играми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. Этнографы и ученые, изучая нравы и традиции древних белорусов, пришли к выводу, что на этих территориях существовал эротический культ Терешки – символа мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества.

На Лепельщине обряд проводили всегда, даже во времена воинствующего атеизма. В те времена он «прятался» по селам и хатам, но не исчезал.

В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на посиделки — «вячорки». Обряд сохранился в народной памяти как неизменная традиция, а не театральная постановка и  не художественная самодеятельность. «Женитьба Терешки» — просто часть повседневной жизни, быта: даже, если в домах собирались всего несколько человек, то играли в эту старинную игру.

b8ee27bb893c6f8dea699ecd7014744d.jpg

— Но для публичного просмотра, если так можно выразиться, «Женитьба Терешки» возродилась только благодаря вашим усилиям.

— Это действительно так. Этот обряд я помню с раннего детства. Родители работали целыми днями, и меня воспитывала бабушка 1910 года рождения. Она помнила все песни, все традиции просто досконально. Да и мама, когда  меня качала, то часто пела: «Цярэшка, Цярэшачка, цераз мой двор сцежачка, бітая-таптаная, я ў мамкі каханая».

Так что для меня возрождение этого обряда – дело личное. И я подумала: если это интересно мне, возможно, это будет интересно и другим? Кроме того, мне хотелось разнообразить жизнь односельчан, сделать ее веселее и насыщеннее.

— И кто это начинание поддержал?

— Поддержали жители окрестных деревень, пожилые люди, владельцы агроусадеб. Местные жительницы поют и пляшут так, как пели и плясали их бабушки и прабабушки, они — живые носители уходящих традиций деревенской культуры.

— А власти?

— Поддержали на словах. Дело в том, что у нас на Витебщине есть главный праздник – «Славянский базар». Вот туда и направляются средства из областного и районных бюджетов. Есть перечень и других официальных праздников. Обряды и такие фестивали, как наш «В гости к лепельскому Цмоку», в этот перечень не входят.

Проведение «Женитьбы Терешки» — это чисто волонтерская деятельность. При организации мы используем собственные внутренние ресурсы по принципу «талаки». После обряда предусматривается застолье, как на настоящей свадьбе, что-то на стол привозят гости, что-то готовят хозяева агроусадеб, местные жители. По крайней мере, голодными никто не оставался.

У нас были проблемы и посерьезней, например, обустройство участка дороги, которая ведет к нашей «хате», где проходит обряд. Это сложный участок – всего полтора километра, и мы его частично обустроили сами. А в будущем решили устроить такую аттракцию: прицепить к трактору вагончик и возить туристов. В «хате» тоже сами сделали капремонт. Теперь в ней есть теплый туалет и даже автономное электричество.

Я вообще привыкла рассчитывать на собственные силы и живу по принципу: «У меня есть я, и мы справимся»!

— А меценаты, бизнесмены не делали попыток помочь?

— По моему глубокому убеждению,  от бизнеса добрых дел не дождаться.

— Пожилые люди в деревне это, как сейчас принято говорить, уходящая натура. Молодежи участие в обряде интересно?

— Мы отчетливо видим, что преемственность поколений существует на самом деле. Сейчас в обряде активно принимают участие люди, которым около 40 лет, но они приводят и своих детей-подростков. И тем тоже интересно. К нам приезжают студенты. Нашим мероприятием интересуются члены объединения «Будзьма беларусамі», с которым у нас тесные связи. Так что наш труд не пропадет, и обряд не потеряется. И это не может не радовать. Допускаю, что трансформации праздника не избежать, но его основа останется.

— На многих конференциях, семинарах и круглых столах  ранее обсуждалась тема развития этнографического туризма в Беларуси. Но сейчас дебаты и дискуссии на эту тему как-то поутихли…

—Считаю, что начинать работать с этнографией, создавать этнопрограммы нужно с изучения родного края, его легенд, преданий, обычаев и традиций.  Я приехала на Лепельщину в 1981 году и объездила с экспедициями множество деревень, общалась с местными жителями, которые еще помнили традиции и обычаи. Было собрано огромное количество разных материалов. Многие найденные объекты вошли в зеленый маршрут «Край желтых кувшинок и седых валунов».

Но хочу отметить, что мы все слишком долго жили в унифицированном государстве, нас учили, что мы – единый советский народ, и все национальности обезличивались. Теперь идет процесс самоиндефикации, осознания себя как нации. И это – процесс  сложный. И здесь как раз очень «в тему» — этнографический туризм.

— Прямо скажем, не везде в Беларуси понятие этнографический туризм ассоциируется с тем, что происходит именно в этих регионах. Например, появился в Поставах Зюзя Поозерский – и его быстренько попытались тиражировать и в других областях. Семежевских «Колядных царей» тоже пробовали перенести на другую почву. Да и «Женитьба Терешки» не исключение. И как к этому относиться?

— Действительно, теперь во многих районах Беларуси утверждают, что Терешку женили и там. Делают копию, слепок. Приглашают профессиональных артистов и режиссеров, устраивают постановки. Но мне кажется, что это как взять чужого ребенка и пойти просить с ним подаяние. Наша Беларусь достаточно богата на традиции и обряды. Нужно только как следует изучить местный материал и поискать собственные «изюминки».

— Несколько лет назад упорно говорили, что обряд «Женитьба Терешки» будет внесен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. На какой стадии этот вопрос сегодня?

— Да, мы очень надеялись на такой поворот событий. Конечно, его статус очень бы вырос, и обряд стал бы более привлекательным для туристов. Но пока он остается нашей районной «каштоўнасцю». Продвижением обряда на более высокий уровень следует заниматься серьезно, но, похоже, никому это не нужно.

— Дефицита гостей на обряде не наблюдается? И кто обычно приезжает «пожениться»?

— Обряд не может и не должен становиться массовым мероприятием, но небольшие группы туристов как отечественных, так и иностранных, на Лепельщине в дни Коляд мы готовы принять. Тем более что «Женитьбя Терешки» уже была не раз апробирована на немецких, польских, голландских, французских туристах и не оставила их равнодушными. В общей сложности, если обряд проводится в трех деревнях, то приезжает 100-150 человек. Многие – это наши постоянные клиенты, которые «женятся» каждый год. Мероприятие это одноразовое – проводится один раз в год. И тиражировать его не стоит. Конечно, в старину обряд затягивался и на несколько дней, но мы ограничиваемся одним вечером.

— Как вы взаимодействуете с туристическими компаниями?

— Эпизодически, если честно. Считаю, это не их тема. Такие группы быстрых денег не дают, нужно вникать в нюансы, над продвижением таких программа нужно работать, понимать, что продаешь. Да и цена должна быть адекватной. А то, бывало, приезжают туристы и сразу требуют: «Сделайте мне красиво!». То есть, за те деньги, что он заплатил, он считает, что у нас должно быть «все включено».

В перспективе, как мне кажется, участие в обряде должно продаваться как эксклюзив, но туристу предварительно нужно все разъяснить: куда он едет и зачем.

Вы не поверите, но, к примеру, на наш фестиваль, посвященный Цмоку, за пять лет его существования, турфирмы не привезли ни одной организованной группы!

— С введением безвиза, возможно, подобный турпродукт будет востребован иностранными гостями?

— Пока, по крайней мере, ни один турист, прилетевший в Беларусь, на Лепельщину не доехал. Более того, у меня очень много партнеров из стран-соседок – Польши, Литвы, Латвии, которые самолетом к нам не полетят. Приведу пример. Пригласили мы на фестиваль мифологии в августе гостей из Польши. Собралась группа из девяти человек. Им нужна была виза, а для этого – оформленное приглашение. Захожу на сайт посольства, делаю приглашение, подписываю в Лепельском райисполкоме, отсылаю в Варшаву. Поляки приезжают в нашу дипслужбу, а им говорят, что райисполком не имеет права такие приглашения оформлять. Переделываем. Через неделю нашим потенциальным туристам, а они из Кракова, приходит уведомление, что визы готовы, приезжайте. Представитель едет – ничего подобного! Такая же история вышла и с латвийскими туристами. И кто будет гореть желанием к нам ехать? Так что мы много и на всех уровнях говорим, как мы хотим принимать туристов, но ничего не меняется!

— Мне посчастливилось три раза «выйти замуж» во время этого замечательного обряда. И я должна заметить, что он выглядит гораздо более впечатляющим, если участники одеты в национальные костюма. Вы не планируете вводить для тех, кто хочет принять участие в «женитьбе» определенный дресс-код?

— Одежда, народные костюмы, — это очень важная деталь, которая сразу придает действу необходимый колорит. И мы просим гостей одеться подобающе. Правда, здесь есть некоторые проблемы, и зачастую они одеваются в некие стилизованные подобия народных «строев». В принципе, это желательно, но необязательно: хороший белорусский костюм стоит недешево, и далеко не каждый может его приобрести. На всякий случай, у нас собрана коллекция «строев», и желающие могут в них переодеться. Со временем надеемся эту коллекцию пополнить.

— Как проходит обряд, какие в нем есть основные «фишки»?

— Все секреты выдавать не буду, но могу перечислить основные этапы. Сначала все участники игры становятся в круг и ходят, припевая все вместе: «Цярэшка, каху, каху, што ў цябе ў мяху, у мяху? Нітачкі, іголачкі, дзяўчатам пярсцёначкі!» Затем поют девушки: «Пайду я по агародзе, у дзявочым карагодзе, шышачкі лускаючы, дзядульку чакаючы!» И «хлопцы» продолжают: «Лезце цётачкі з пячы, паліце фанары, свечы, каб было відно хадзіць, каб хутчэй бабуль лавіць!»

tereshka3.jpg

В какой-то момент объявляется: «А не поженить ли нам Терешку?» Все разбиваются на пары и по очереди подходят к «родителям», которые, припевая, разрешают «жениться». Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями» «лявониху», пригубить «чарочку» под «родительские» приговоры: «салодкая парачка, цябе водкі чарачка».

Когда все парочки связали себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко выраженный эротический характер.

Потом можно танцевать до упаду падеспань, краковяк, польку и другие танцы. И в завершение, разумеется, свадебный пир, на котором можно попробовать блюда, характерные для этой местности – грибная поливка, клецки «с душами».

Трапеза сопровождается прибаутками, шутками и припевками, и затягивается, как правило, надолго.

— Точная дата «Женитьбы Терешки -2019» уже определена?

— Да, приглашаем всех желающих 12 января, в 20.00 в деревню Люкжино.

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Пять отличных вариантов для путешествий в январе

Январь так стремительно наступает сразу после встречи Нового года, что еще добрую неделю жители Беларуси не смогут

Статьи
Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что

Статьи
Гэты беларускі абрад можна пабачыць раз на год і толькі ў адной вёсцы

У апошні дзень масьленічнага тыдня, на восьмы тыдзень пасьля праваслаўных Калядаў беларусы зьбіраюцца на

Статьи
Январь: любуемся фейерверками, женим Терешку и окунаемся в прорубь

Январь так стремительно наступает сразу после встречи Нового года, что еще добрую неделю жители Беларуси не смогут

Еще
Самые популярные Самые обсуждаемые